Фитопедия. Лекарственные растения: энциклопедия и лечение растениями

Главная страница

Лечение лекарственными растениям

Пищевые растения

Комнатные растения

Статьи о здоровье

 

Выберите букву, с которой начинается название лекарственного растения:

-А- -Б- -В- -Г- -Д- -Е- -Ж- -З- -И- -К- -Л- -М- -Н- -О- -П- -Р- -С- -Т- -У- -Ф- -Х- -Ц- -Ч- -Ш- -Щ- -Э- -Ю- -Я-
растение

Народные средства от всех болезней

рыбий жир

Рыбий жир

холестерин

Холестерин

прополис

Мазь с прополисом

пряные растения

Пряные растения

 

Мандрагора

Греки, например, уверовали, что их тайны известны лишь богине Луны, дорог и волшебниц трехликой Гекате. Согласно мифу Геката первоначально заботилась о воспитании детей, покровительствовала охоте, рыбной ловле и мореплаванию. Но с V века до нашей эры представления о ее характере круто изменились. По непонятным причинам Геката превратилась в богиню злого волшебства и отравителей. Один из храмов, посвященных Гекате, находился в Колхиде. В саду короля-волшебника Айета фармакиды под покровительством трехликой богини готовили напитки из ядовитых растений, которые уже в древности называли полночными травами. Темной ночью при свете луны колдуньи волхвовали над покрытыми мраком тайны растениями...
Вполне реальные сады с ядовитыми растениями существовали при Понтийском, Пергамском, Александрийском дворах. Полночные травы выращивали в монастырских садах средневековые монахи.
Среди растений-отравителей чаще всего упоминаются мандрагора, красавка (белладонна) и белена. Все они принадлежат к обширному семейству пасленовых. Общими для них являются пятилопастная или пятираздельная чашечка, пятилопастный венчик, пять тычинок, двугнездная завязь с многочисленными семязачатками. И, конечно же, наличие ядовитых веществ. С древнейших времен на этих травах лежит печать проклятия.

Священная мандрагора

 «А кто хощет диавола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней, и те дни пройдут – носи  при себе – узришь водяных и воздушных демонов», - советовал старинный травник.
Средневековый автор такими необыкновенными свойствами наделил средиземноморское растение мандрагору (Mandragora L.). Если на Востоке волшебным корнем жизни считался женьшень, то в странах Средиземноморья, Малой Азии средством, «отдаляющим смерть», была мандрагора.
У этого растения цельные овальные или ланцетные листья, собранные в розетку, одиночные небольшие пазушные фиолетовые цветки. Плод – круглая гладкая многосемянная оранжево-желтая ягода. Но особенно примечательны корни этой многолетней травы. Они проникают в глубь почвы на полтора-два метра. Средняя, сильно утолщенная часть корневища служит крахмалохранилищем, вес которого достигает нескольких килограммов. От его верхней части отходят длинные ветвящиеся корни. За причудливую форму подземных органов, напоминающих человеческие фигуры, мандрагора и стала предметом различных суеверий. Еще знаменитый греческий математик Пифагор говорил о внешнем сходстве этого корня с фигурой человека и высказал мнение, что некогда в мандрагору превратился человек, поэтому он считал ее божественной.

Врачи древности о мандрагоре

С древнейших времен люди знали о разных свойствах мандрагоры – убивать и исцелять. Эмпирическим путем, подвергая себя страданиям и даже смерти, люди определяли качество этого овеянного легендами и преданиями растения. Все зависело от дозы. В больших количествах мандрагора вызывала тяжелые расстройства всего организма. У смертельно отравившегося человека краснели щеки, опухало лицо, выпучивались глаза, он, по свидетельству древних, находился в опьяненном состоянии. Поэтому и использовали мандрагору в темных дворцовых интригах как убийственное снадобье. Доподлинно известно, что в VI веке прославленная отравительница Фредегонда (жена Хальперика I, правителя Нейстрии – небольшого государства, располагавшегося на территории современной Франции) помогала своему супругу отправлять в лучший мир неугодных ему людей с помощью мандрагоры. Вытяжку из корня растения подмешивали в яства и напитки. Ничего не подозревая, человек засыпал навсегда...
Но тем же путем опытов на себе и на других было установлено, что в небольших количествах мандрагора действует как тонизирующее средство. Упоминание о мандрагоре можно найти в Ветхом завете. Так, Книга Бытия рассказывает о том, что любимая жена Иакова Рахиль уступила мужа своей младшей сестре за «мандрагоровые яблоки» (так тогда называли плоды растения). Издавна плоды мандрагоры употреблялись арабами в пищу – они вызывали сладострастные ощущения и служили для приготовления любовного напитка. Поэтому их еще называли «яблоками любви». В «Песни песней» - сборнике любовной и свадебной лирики (согласно преданиям, его автором был царь Израильско-Иудейского царства Соломон, прославившийся своей мудростью и многими реформами) – есть также упоминание о волшебной мандрагоре. А. И. Куприн в своей повести «Суламифь» приводит такой разговор царя Соломона со своей возлюбленной:
—        Иногда я рою корни мандрагоры, похожие на маленьких человечков... У нас их покупают халдейские купцы. Говорят, что делают из них сонный напиток... Скажи, правда, что ягоды мандрагоры помогают в любви?
—        Нет, Суламифь, в любви помогает только любовь...
О том, что мандрагора способна усыпить человека, было известно очень давно. Квинт Серен Самоник, в поэтической форме изложивший свойства многих растений, по поводу лечения бессонницы замечал: «Если принять мандрагору, то сон наступает глубокий».
Первое научное описание этого растения принадлежит древнегреческому философу и естествоиспытателю Теофрасту. В своем труде «Исследования о растениях» он сообщает, что листья и плоды мандрагоры обладают, кроме всего прочего, еще и целебными качествами – помогают при ранениях, рожистом воспалении кожи, подагре, бессоннице. Правда, описание травы не приводится. Теофраст также отмечал, что мандрагора может излечить человека лишь в том случае, если совершать определенные магические действия при ее сборе. Он также советовал использовать растение как приворотное зелье в виде настойки на вине или уксусе.
Более подробно остановился на мандрагоре Плиний Старший. Рассказывая о способах сбора растения, он почти дословно приводит высказывания Теофраста о том, что корень необходимо извлекать из земли тогда, когда дует «приятный ветер», а также во избежание всяких осложнений очертить мечом три круга вокруг растения. Плиний указал на два вида мандрагоры – мужской и женский. По описанию этого автора, у женского вида, который стелется по земле, корень черный, а листья маленькие и темные, меньше, чем листья латука, с неприятным запахом. Плоды этого вида напоминают яблоко зеленоватого цвета, они обладают нежным ароматом, а их семена похожи на семена груши. Все растение покрыто волосками. Крупные корни, рыжеватые или черные снаружи и белые внутри, переплетаются между собой. Мужской вид мандрагоры отличается белым корнем, крупными широкими и мягкими листьями, напоминающими листья свеклы. Более крупные, чем у женского вида, плоды имеют золотисто-оранжевую окраску и дурно пахнут.
Подробно остановился на мандрагоре и ее свойствах Диоскорид. К сожалению, труд этого врача и естествоиспытателя не сохранился, он дошел до нас только в виде вставок в произведения живших позже авторов. Их приводил в своих сочинениях величайший из арабских ученых того времени Абу Рейхан аль-Бируни (973-1048 или после 1050 гг.). В «Каноне врачебной науки» Авиценны также есть дополнения со ссылками на Диоскорида. Из них можно узнать, что этот древнегреческий врач считал корень мандрагоры средством, «возбуждающим любовь». Диоскорид также отмечал, что мандрагора скверно пахнет и запах ее тяжелый, особенно женский вид. О мужском виде Диоскорид писал, что его плод шафранной окраски имеет приятный, несколько тяжелый запах. Из кожуры этого вида, пока плоды свежие, извлекали сок, для чего ее толкли и давили чем-нибудь тяжелым, а потом выжатый сок держали на солнце, пока не испарится влага. Иногда, по свидетельству Диоскорида, сок извлекали из листьев мандрагоры, однако по силе он уступал соку из кожуры. Такой «препарат» хранили в глиняной посуде. Указывалось также, что пастухи ели плоды мужской мандрагоры, после чего на них «нападала спячка».
Диоскорид утверждал, что существует и третий вид мандрагоры, который произрастает в тенистых местах, его листья напоминают листья белой мандрагоры, однако они мельче, белого цвета и располагаются вокруг корня, а сам корень мягкий, толщиной с палец.
Кроме указанных Теофрастом случаев применения этого растения, врачи античных времен и средневековья при его помощи лечили еще и твердые опухоли, гнойники, карбункулы, свинку, флюсы, глазные болезни. Свежими листьями мандрагоры натирали кровоподтеки, выводили на лице веснушки. Для получения лекарств корень растирали с розовым маслом или вином. А чтобы в любое время года иметь под рукой лекарства, мандрагору консервировали различными способами. В частности, корень натирали или нарезали и хранили в вине, плоды белой мандрагоры сушили и ели их для «возбуждения страсти», сок сгущали на солнце, листья заливали рассолом.
Источники свидетельствуют, что особой популярностью пользовалось мандрагоровое вино. Гален рассказывает, что этот напиток ежегодно ввозили в Рим в большом количестве. Его соотечественник военный писатель Фронтиний (40-103 гг. н. э.) писал о военной хитрости, которую применили карфагеняне при помощи мандрагорового вина. На их лагерь напали африканские племена, однако никого там не обнаружили. Обрадованные столь легкой победой, темнокожие воины решили устроить пирушку. Кто-то заметил вино, умышленно оставленное на видном месте. Оно показалось очень вкусным. Спустя некоторое время воины спали глубоким сном. Карфагеняне возвратились в свой лагерь и уничтожили врагов.
Врачи многих стран Европы и Средней Азии, зная свойства мандрагоры, перед тяжелыми хирургическими операциями давали пациенту выпить свежий сок растения или настой коры, плодов, листьев. Ну и, конечно же, мандрагоровое вино. Об анестезирующих свойствах мандрагоры упоминал Абу Ханифад-Диневери (? — около 895 г. н. э.), писал об этом и живший на рубеже X и XI веков Ар-Араджани. Авиценна советовал применять мандрагору как средство, которое успокаивает боли в суставах, вызывает онемение: «..мандрагору кладут в тертом виде в коровье масло и втирают в больное место». Отваром корня мандрагоры (отдельно или с беленой в вине) полоскали ротовую полость при зубной боли. Корень растения давали нюхать тем, кто страдал бессонницей. При этом великий врач замечал: «...однако избегай этих средств, насколько возможно. Если же ты примечаешь по необходимости, то делай это с большой осторожностью».
Известно также, что в средние века во время операций под носом пациента постоянно держали свежеразломанный корень мандрагоры. Широко применяли его врачи знаменитой Салернской медицинской школы.
Несмотря на свои ядовитые свойства, мандрагора тем не менее являлась и противоядием. Еще Диоскорид рекомендовал вид этого растения с маленькими листьями принимать «от смертоносного паслена». К месту укуса гадов и ядовитых насекомых прикладывали мандрагору с медом и оливковым маслом.
Божественная мандрагора почиталась и как надежное волшебное средство. Уже в, греческой мифологии Цирцея подмешивала мандрагору в свои снадобья, чтобы превращать мужчин в свиней. Считали также, что эта трава дает потомство бездетным женщинам, является верным средством против дурного глаза и колдовства, что обладатель корня будет вечно молод, его не покинут любовь и счастье.
Культ этого магического растения сначала распространился на Ближнем Востоке, в Греции, затем достиг Румынии, Пруссии, Германии и других европейских стран. Жившая в XII веке в монастыре близ Бингена аббаттиса Гильдергарда, прославившаяся как прорицательница, утверждала, что мандрагору ни на минуту не покидает черт, потому ее корень и похож на грешное существо – человека. Настоятельница монастыря рекомендовала сначала опустить корень в ключевую воду – тогда вся злость и яд уйдут из него. Только в этом случае можно без опасения за свою судьбу применять мандрагору. Гильдергарда советовала при заболеваниях головы использовать «головку» корневища, при болях в горле - «шейку», от колотья в боку - боковые части и т. д. Если же человек находился в дурном расположении духа, то он мог избавиться от плохого настроения, грусти и печали, положив мандрагору к себе в постель...
Слава – дурная и добрая – о чудо-растении распространялась по всему миру. Купцы привозили его из теплых стран во многие европейские государства. Промышляли мандрагорой и странствующие монахи. Из корня они вырезали фигурки – гомункулюсы, то есть человечки, одевали их в разноцветные лоскутки. Гомункулюсы хранили в шкатулках как амулеты – они якобы оберегали от всяких напастей, болезней, приносили богатство. Кусок мандрагоры ценился на вес золота – за него давали 50-60 талеров, в те времена это были большие деньги.
Торговали мандрагорой и на Руси. Уже в XI-XII веках византийские купцы привозили ее в Киев и другие города. Монастырские лекари применяли мандрагору как наркотическое и болеутоляющее средство. Упоминание о целебных свойствах растения находим в памятнике древнерусской письменности «Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского» по списку 1263 года, который представляет собой компиляцию самых разнообразных сведений и принадлежит перу одного из выдающихся представителей ранней философской мысли в Болгарии экзарху Иоанну. Здесь, в частности, сказано, что мандрагора в руках умелого врача «нам спасение твореть».
И позже заморские гости продолжали торговать мандрагорой в России. Сохранилось свидетельство о том, что в январе 1645 года доктор Вендемин Сибилист привез из Гамбурга в Москву различные лекарства животного, растительного и минерального происхождения, а среди них и фунт «коры мандрагура». Некий Галанц Вахромей Меллер 20 февраля 1674 года доставил в столицу фунт корня мандрагоры. Очевидно, она также применялась как анестезирующее средство.
Дивное зелье на Руси назвали «царем во всех травах». Были и другие названия – адамова голова, сонное зелье. Мандрагору применяли также против заговоров, ею окуривали охотничье снаряжение – для удачи на охоте.
Поскольку «царь во всех травах» рос в странах Средиземноморья и торговцы мандрагорой брали за нее бешеные деньги, ловкие мошенники продавали суеверным клиентам любые коренья, выдавая их за волшебное средство. Фигурки гомункулюсов вырезали из похожего сырья, главным образом из корня скополии карниолийской и брионии белой. А чтобы поднять цены на товар, рассказывали невероятные истории об опасностях, подстерегающих человека, рискнувшего выкопать волшебный корень.
Считалось, что мандрагора, обладающая волшебными и целебными свойствами, растет только на могилах невинно повешенных, питается соками их тления, потому и обладает сверхъестественной силой. Искатель должен был стать около растения лицом к западу и трижды очертить его мечом. Чтобы извлечь корень, его сначала следовало окружить глубоким рвом, не задевая за него. Затем подкопанную мандрагору необходимо привязать к хвосту черной собаки и заставить ее дернуть за веревку. При этом корень издаст душераздирающий крик, так что не мешает предварительно заложить себе чем-нибудь уши. После этого вырванный корень можно безнаказанно взять в руки, но горе тому, кто вздумает сделать это раньше - немедленно погибнет. Собаке, вырывающей корень, суждено было сдохнуть.
Подобные легенды о необыкновенном корне возникли очень давно. Еще историк древних иудеев Иосиф Флавий (37-103 гг. н, э.) описывал чудесный корень огненного цвета, который вечером излучает свет и приносит счастье. Выкопать его очень трудно. Нужно сначала полить его женской мочой, потом обкопать так, чтобы небольшая часть его все же оставалась над землей. Затем следует обвязать его веревкой и дать в зубы собаке, которая, вытянув корень, тотчас умирает. Страшные звуки раздаются вокруг. И заглушить их нужно звуками пастушьего рожка.
Это поверье приводит Шекспир в своей трагедии «Ромео и Джульетта». Джульетта перед тем, как выпить снотворное, говорит:
...Воображаю живо:
Кругом ужасный смрад, глухие стоны,
Похожие на стоны мандрагоры,
Когда ее с кореньем вырывают,—
Тот звук ввергает смертного в безумие..,
Появление подобных суеверных представлений об одном из представителей семейства пасленовых явилось следствием преувеличения его снотворных, целебных свойств, непонимания механизма влияния мандрагоры на человеческий организм; религиозное видение мира порождало нелепые выдумки и внушало возможность при помощи растений влиять на судьбу человека и человечества.
Сегодня лишь улыбку вызывают небылицы о мандрагоре. Вместе с тем читателю, наверное, интересно знать, какие же растения вводили в заблуждение древних, сохранились ли они до наших дней и что представляют собой. Установлено, что героиней легенд и мифов являлась в основном мандрагора лекарственная. А всего род мандрагоры насчитывает пять (шесть) видов, три из которых произрастают исключительно в Средиземноморье. В 1942 году ботаником О. Ф. Мизгиревой в Западной Туркмении был обнаружен еще один вид, названный мандрагорой туркменской. Это крупное бесстебельное травянистое растение с распростертыми по земле в виде розетки листьями (диаметр до полутора метров), с колокольчатыми фиолетовыми венчиками цветков, расположенных в пазухах листьев, гладким и глянцевитым, оранжево-желтым в зрелом состоянии, съедобным плодом. Плод – круглая ягода – имеет запах дыни и земляники. Темно-коричневого цвета корень достигает у крупных экземпляров массы пяти килограммов и 25 сантиметров в диаметре.
Мандрагора туркменская пользовалась среди местных жителей гораздо меньшей популярностью, чем в Европе ее средиземноморские сородичи. Однако и здесь собирали ее плоды и корневища, верили, что употребление их в пищу приносит счастье и здоровье.
Ученые полагают, что именно об этом виде мандрагоры идет речь в «Авесте» - древнеиранском религиозном памятнике, собрании священных книг, где описано растение хаома (в священных книгах древних индийцев - Ведах - сома). Хаома играла столь важную роль в жизни древних иранцев, что была возведена в ранг божества, которое занимало видное место в национальном пантеоне. Согласно «Авесте», это растение сотворил верховный бог Ахурамазда на самой высокой горе Харати, а уже оттуда его спустили в горные долины священные птицы.
Хаома – трава с гибким стеблем. «Авеста» называет ее «золотой» и «золотоглазой», что скорее всего относится к характеристике плодов. Сами же плоды, как указывает священная книга, «благовонные», сочные, поскольку из них при помощи давильных камней получали сок. Указывается, что хаома растет в «неволе у женщин», что дает ученым основания полагать, что древние иранцы культивировали это растение и уходом за ним занимались женщины. «Авеста» дает также характеристику полезных свойств этого растения. Оно, например, тонизирует, «дает силу и крепость, увеличивает мужскую силу», помогает при родах, может использоваться в качестве приворотного зелья («наделяет незамужних девиц супругом и попечителем»).
Отождествление хаомы (сомы) с мандрагорой туркменской, как считают некоторые исследователи, может пролить свет на происхождение ряда народов. Сегодня бытует теория восточноевропейской прародины древних иранцев. Но ведь в «Авесте» прямо говорится о хаоме, как о горном растении, а в Восточной Европе, кроме Крымских, других гор нет. Мандрагора туркменская, как установлено, растет в горах Туркмении. А что, если именно здесь прародина индоевропейских народов? Вот какую загадку поставила перед ученым миром таинственная мандрагора-хаома. Она ждет своей разгадки. В долине Сумбара археологи ведут раскопки с надеждой найти здесь доказательства своей теории. Вот такой неожиданной стороной повернулась к нам «божественная» мандрагора.
Сегодня по примеру древних иранцев ведутся попытки введения ее в культуру. Возможно, в недалеком будущем это легендарное растение снова войдет в арсенал целебных средств.

днк

Народная медицина

мумие

Мумие

молочный гриб

Молочный гриб

антиоксиданты

Антиоксиданты

фэн-шуй

Фэн-шуй для денег

растения

Энергия цветов

иммунитет

Иммунитет

 

 

Народные средства при заболеваниях кожи

Народные средства при простуде и гриппе

Лечение народными средствами детей

Народные средства для женщин

Народные средства для мужчин

Лечение волос народными средствами

Народное лечение алкоголизма

Как бросить курить: народные средства

Народное лечение эндокринологических заболеваний

Лечение почек народными средствами

Лечение рака народными средствами

Лечение печени народными средствами

Средства народной медицины

Лечение кишечника и желудка народными средствами

Лечение от паразитов народными средствами

Повышение иммунитета народными средствами

Лечение ушей народными средствами

Очищение народными средствами

Рецепты народной медицины от Ванги

Народные средства для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

Рецепты народного целителя Омельяна

Лечение нервов народными средствами

Рецепты народного целителя Киприана

Лечение зубов народными средствами

Лечение ногтей народными средствами

Лечение глаз народными средствами

Лечение суставов народными средствами

   

© Все права защищены. 2011 год. При использовании информации в печатном или электронном виде ссылка на сайт fitopedia. com.ua обязательна. Обратная связь: info@fitopedia.com.ua

N.B.: Приведенные на сайте рецепты лечения лекарственными растениями не следует применять без рекомендации врача!

Многие болезни лечат разными травами, нередко – сбором нескольких растений. Поэтому непременно посоветуйтесь с врачом о продолжительности курса лечения и о том, какие травы лучше использовать с учетом индивидуальных особенностей вашего организма.